1‑я маневренная воздушно-десантная бригада

1‑я манев­рен­ная воз­душ­но-десант­ная бри­га­да (1 МВДбр) — воин­ское соеди­не­ние Воору­жён­ных Сил СССР в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне.

Формирование 1 МВДбр

1 МВДБр была сфор­ми­ро­ва­на при­ка­зом НКО СССР № 0083 от 4 сен­тяб­ря 1941 года в Ураль­ском воен­ном окру­ге, г. Киров, зда­ние шко­лы № 43, ст. Зуев­ка

Zypardepo.jpg

Осно­вой команд­но­го соста­ва 1 МВДБр явля­лись выпуск­ни­ки учи­лищ ВДВ РККА, офи­це­ры 204 и 201 ВДБр, а рядо­вой состав бри­га­ды состо­ял из моло­дых ребят 18–19 лет (1922—1923 и частью 1924 г.рождения), пре­иму­ще­ствен­но жите­лей Киров­ской обла­сти, а так­же, в неболь­шом коли­че­стве, жите­лей Удмур­тии и Перм­ской обла­сти. Основ­ной состав — ком­со­моль­цы по моби­ли­за­ции ЦК ВЛКСМ[1].

Коман­ди­ром 1 МВДБр был назна­чен май­ор Тара­сов Н. Е.[2]

Учё­ба про­хо­ди­ла в интен­сив­ном режи­ме с изу­че­ни­ем раз­лич­ных видов ору­жия, в том чис­ле и немец­ко­го, с бое­вы­ми стрель­ба­ми. Сол­дат обу­ча­ли пара­шют­но­му делу, уме­нию ори­ен­ти­ро­вать­ся на мест­но­сти, ходить по ази­му­ту, регу­ляр­но выпол­ня­лись лыж­ные мар­ше­вые брос­ки. Даже такой, каза­лось, мело­чи, как построй­ка шала­шей, было уде­ле­но вни­ма­ние. Тогда никто в бри­га­де ещё не знал, что очень ско­ро новые зна­ния пона­до­бят­ся, и от того, как они осво­ят эту воен­ную нау­ку, будет зави­сеть их жизнь.

Характеристика боевой готовности бригады перед выступлением в немецкий тыл

Соглас­но докла­ду о бое­вых дей­стви­ях 1 МВДБр харак­те­ри­сти­ка бое­вой готов­но­сти бри­га­ды перед опе­ра­ци­ей пред­став­ле­на сле­ду­ю­щим обра­зом:
«Бое­вая под­го­тов­ка. Под­го­тов­ка рядо­во­го и команд­но­го соста­ва бри­га­ды проводи­лась по трёх­ме­сяч­ной про­грам­ме обу­че­ния воз­душ­но-десант­ных войск Крас­ной Армии. Про­грам­ма обу­че­ния была выпол­не­на. Весь лич­ный состав имел по одно­му прыж­ку с само­лё­та. Огне­вая под­го­тов­ка из всех видов ору­жия отра­бо­та­на хоро­шо. Части бри­га­ды хож­де­нию на лыжах по леси­стой и силь­но­пе­ре­се­чён­ной мест­но­сти были обу­че­ны. Был про­де­лан 175 кило­мет­ро­вый марш по пере­се­чён­ной мест­но­сти в зим­них усло­ви­ях, с ноч­ле­гом вне насе­лён­ных пунк­тов.

Команд­ный состав в основ­ном был под­го­тов­лен к бое­вым дей­стви­ям в тылу про­тив­ни­ка. Штаб бри­га­ды и шта­бы бата­льо­нов име­ли вполне удо­вле­тво­ри­тель­ную под­го­тов­ку. В шта­бах име­лись недо­стат­ки в вопро­сах орга­ни­за­ции раз­вед­ки и свя­зи с подразде­лениями[3].

Состав бригады перед убытием на фронт

  • Ком­нач­со­став — 289 чел.
  • Мл. ком­со­став — 718 чел.
  • Рядо­вой состав — 2 032 чел.
  • ВСЕГО: 3 039 чел.

Вооружение

  • Вин­то­вок — 1 789
  • ППШ — 845
  • Ружей ПТР — 108
  • Руч­ных пуле­мё­тов — 131
  • 50-мм мино­мё­тов — 72
  • 82-мм мино­мё­тов — 32
  • Раций — 28

Положение войск СЗФ и планирование лыжного рейда

В янва­ре 1942 года совет­ское коман­до­ва­ние начи­на­ет стра­те­ги­че­скую насту­па­тель­ную опе­ра­цию с глу­бо­ким охва­том груп­пы немец­ких армий „Центр“. Состав­ной частью это­го пла­на был удар Севе­ро-Запад­но­го фрон­та в рай­оне озе­ра Иль­мень с целью осво­бож­де­ния Ста­рой Рус­сы, горо­дов Холм и Вели­кие Луки.
29 янва­ря 1‑й и 2‑й гвар­дей­ские стрел­ко­вые кор­пу­са сов­мест­но с частя­ми 11 армии нанес­ли удар из рай­о­на восточ­нее г. Ста­рая Рус­са в южном направ­ле­нии, взло­ма­ли немец­кую обо­ро­ну и в фев­ра­ле соеди­ни­лись с частя­ми 3‑й удар­ной армии. Таким обра­зом, в окру­же­нии ока­за­лось 6 немец­ких диви­зий (123, 12, 32, 30, 290, SS „Totenkopf“), управ­ле­ние 2‑го армей­ско­го кор­пу­са, раз­лич­ные мел­кие под­раз­де­ле­ния 10-го армей­ско­го кор­пу­са и неболь­шое коли­че­ство тыло­вых под­раз­де­ле­ний 16-ой армии — все­го более 100 тыс. сол­дат и офи­це­ров вер­мах­та.
С учё­том слож­но­го релье­фа мест­но­сти (боло­та и густые леса) нем­цам уда­лось создать гиб­кую обо­ро­ну. То есть цепь опор­ных пунк­тов по пери­мет­ру кот­ла, меж­ду кото­ры­ми, по посто­ян­но рас­чи­ща­е­мым и ремон­ти­ру­е­мым доро­гам, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти пере­бра­сы­ва­лись мобиль­ные резер­вы.
Ата­ки таких опор­ных пунк­тов, с учё­том очень снеж­ной зимы, при­во­ди­ли к очень боль­шим поте­рям сре­ди лич­но­го соста­ва под­раз­де­ле­ний Совет­ской Армии, и без того ослаб­лен­ны­ми силь­ны­ми боя­ми. В этих усло­ви­ях наи­бо­лее эффек­тив­но про­яви­ли себя мобиль­ные лыж­ные соеди­не­ния, кото­рые, вне­зап­но напа­дая на опор­ные пунк­ты нано­си­ли серьёз­ный ущерб про­тив­ни­ку и так же вне­зап­но исче­за­ли.
В этих усло­ви­ях была раз­ра­бо­та­на дивер­си­он­ная опе­ра­ция с уча­сти­ем несколь­ких мобиль­ных воз­душ­но-десант­ных бри­гад.
В зада­чу 1 МВДБр, пере­дан­ной в фев­ра­ле 1942 г. в опе­ра­тив­ное управ­ле­ние Север­но-Запад­но­го фрон­та, вхо­ди­ло: про­ник­нуть в тыл окру­жён­ной немец­кой 16 армии в рай­оне Вязов­ка-Пусты­ня, идти по марш­ру­ту на Демянск, уни­что­жая по пути гар­ни­зо­ны про­тив­ни­ка, кото­рые будут мешать про­дви­же­нию бри­га­ды. Демянск не брать. С пере­хо­дом реки Явонь око­ло Демян­ска бри­га­де начать актив­ные бое­вые дей­ствия и уни­что­жить гар­ни­зо­ны про­тив­ни­ка в дерев­нях Иго­же­во, Мегли­но, Ста­рое Тара­со­во, в даль­ней­шем вый­ти в рай­он Бель 1‑ая, Бель 2‑ая, содей­ствуя их захва­ту южной груп­пой войск гене­ра­ла Ксе­но­фон­то­ва (34 армия)

Задача бригады

10 фев­ра­ля 1942 г. бри­га­да выгру­зи­лась на аэро­дро­ме ВЫПОЛЗОВО и посту­пи­ла в рас­по­ря­же­ние СЗФ. В тече­ние фев­ра­ля бри­га­да уси­лен­но зани­ма­лась пара­шют­ной, стрел­ко­вой и лыж­ной под­го­тов­кой.
21.02 бри­га­да полу­чи­ла при­каз от коман­ду­ю­ще­го СЗФ и пред­ста­ви­те­ля Став­ки това­ри­ща БУЛГАНИНА лыж­ным 150 км мар­шем прой­ти по тылам про­тив­ни­ка и захва­тить жел. дорож­ный узел ДНО и аэро­дром ГРИВОЧИ, после чего бри­га­да нача­ла под­го­тов­ку к наступ­ле­нию. Несмот­ря нато, что зада­ча была явно нере­аль­но, коман­ду­ю­щий СЗФ наста­и­вал наее выпол­не­нии, и толь­ко после докла­да коман­до­ва­ния бри­га­ды Воен­но­му Сове­ту ВДВ КА дан­ная зада­ча бри­га­де была отме­не­на[4].

28.02 в бри­га­ду при­был коман­ду­ю­щий ВДВ КА гене­рал-май­ор ГЛАЗУНОВ, член Воен­но­го Сове­та ВДВ КА диви­зи­он­ный комис­сар КЛОКОВ и авиа­ци­он­ная груп­па граж­дан­ско­го воз­душ­но­го фло­та под общим руко­вод­ством гене­рал-май­о­ра ГОРБАЦЕВИЧА. Бри­га­да с это­го вре­ме­ни нача­ла гото­вить­ся к пара­шют­но­му вари­ан­ту, одна­ко отсут­ствие авиа­ции не поз­во­ли­ло исполь­зо­вать бри­га­ду пара­шют­ным вариан­том. Коман­ду­ю­щий СЗФ в 17.00 1.03 поста­вил бри­га­де зада­чу на лыжах про­ник­нуть в тыл про­тив­ни­ка в рай­оне ВЯЗОВКА — ПУСТЫНЯ с зада­чей: прой­ти по цен­тру 16 окру­жён­ной немец­кой армии, минуя ДЕМЯНСК, и содей­ство­вать нашим частям, дей­ству­ю­щим с фрон­та, по раз­гро­му немец­кой груп­пи­ров­ке в рай­оне ВАТОЛИНО (общая протяжён­ность марш­ру­та 80 км.), в после­ду­ю­щем от ВАТОЛИНО повер­нуть на юго-запад и содей­ство­вать Южной груп­пе гене­ра­ла КСЕНОФОНТОВА по захва­ту рай­о­на МОЛВОТИЦЫ.
При­каз коман­ду­ю­ще­го СЗФ коман­до­ва­ние бри­га­ды отда­ло толь­ко после лич­но­го раз­ре­ше­ния това­ри­ща СТАЛИНА 2.03.42 г.
В при­ка­зе коман­ду­ю­щий СЗФ ука­зал: в ночь на 3.03 бри­га­де на авто­транс­пор­те сосре­до­то­чить­ся в рай­оне дер. ВЕРЕТЕЙКИ, ГРИВКИ и при­сту­пить к выпол­не­нию постав­лен­ной зада­чи.»

Начало Демянской операции 1 мвдбр. Бой за Малое Опуево

В ночь с 7 на 8 мар­та бри­га­да пере­сек­ла линию фрон­та на лыжах через раз­ры­вы в немец­кой обо­роне и нача­ла выдви­же­ние в задан­ный рай­он. Что­бы не быть обна­ру­жен­ны­ми про­тив­ни­ком, лыж­ни­ки дви­га­лись в ноч­ное вре­мя, дву­мя колон­на­ми. Впе­ре­ди дви­га­лись раз­вед­чи­ки. Бое­при­па­сы, мино­мё­ты, воен­ное сна­ря­же­ние тащи­ли на воло­ку­шах по сне­гу, пре­одо­ле­вая пре­пят­ствия.
Толь­ко в ходе дви­же­ния выяс­ни­лось что в Нов­го­род­ских лесах(много буре­ло­мов) дви­гать­ся на лыжах мож­но толь­ко со ско­ро­стью 10 км. в день.
Поло­же­ние лыж­ни­ков ослож­ня­лось силь­ным ноч­ным моро­зом до 20–25 гра­ду­сов. Днём про­яв­ля­ли себя мар­тов­ские отте­пе­ли — до 0 гра­ду­сов. На момент выдви­же­ния бри­га­да име­ла 3‑х суточ­ный запас про­до­воль­ствия. Даль­ней­шее снаб­же­ние про­дук­та­ми долж­но было осу­ществ­лять­ся с воз­ду­ха и само­лё­та­ми на под­го­тов­лен­ные пло­щад­ки.
Дви­га­ясь в задан­ный рай­он, лыж­ни­ки стал­ки­ва­лись с груп­па­ми про­тив­ни­ка. В резуль­та­те мел­ких сты­чек было уби­то око­ло 30 сол­дат про­тив­ни­ка. Наши поте­ри соста­ви­ли 8 чело­век. 11 мар­та бри­га­да достиг­ла задан­но­го рай­о­на и рас­по­ло­жи­лась на окра­ине боло­та Невий Мох.
К утру 10.03 бри­га­да сосре­до­то­чи­лась в лесу 2 кило­мет­ра запад­нее дерев­ни Малое Опу­е­во, где пред­по­ла­га­лось орга­ни­зо­вать базу для попол­не­ния про­до­воль­ствия. Бри­га­да к это­му вре­ме­ни в тече­ние 3‑х суток не име­ла про­до­воль­ствия, люди обес­си­ле­ли. Коли­че­ство обмо­ро­жен­ных десант­ни­ков во мно­го раз пре­вос­хо­ди­ло коли­че­ство ране­ных.
Штаб СЗФ ради­ро­вал, что еже­днев­но сбра­сы­ва­ет­ся про­до­воль­ствие в ука­зан­ных коор­ди­на­тах. При обсле­до­ва­нии ука­зан­ных мест выброс­ки бри­га­да про­до­воль­ствия не нахо­ди­ла.
В бри­га­де начал­ся насто­я­щий голод. Десант­ни­ки обес­си­ле­ли и не были в состо­я­нии выпол­нять бое­вую зада­чу.
Раз­вед­кой было уста­нов­ле­но, что гру­зы само­лё­ты сбрасы¬вали в неуста­нов­лен­ном месте в рай­оне рас­по­ло­же­ния про­тив­ни­ка 500 мет­ров юго-запад­нее дерев­ни Боль­шое Опу­е­во. Нем­цы дава­ли лож­ные сиг­на­лы в момент появле¬ния наших само­лё­тов, кото­рые наши лёт­чи­ки при­ни­ма­ли за сиг­на­лы десант­ни­ков.
В свя­зи с этим коман­до­ва­ние бри­га­ды с целью обес­пе­че­ния бри­га­ды про­до­воль­стви­ем реши­ло раз­гро­мить гар­ни­зо­ны про­тив­ни­ка в Боль­шое Опу­е­во и Малое Опу­е­во.
В 24.00 14.03 1 и 2 бата­льо­ны нача­ли ата­ку на Малое Опу­е­во.
Под­сту­пы к деревне нем­ца­ми были силь­но укреп­ле­ны, и мест­ность была зара­нее при­стре­ля­на. 2 бата­льон при под­хо­де к южной окра­ине дерев­ни был встре­чен силь­ным пуле­мёт­ным и мино­мёт­ным огнём. Мест­ность про­тив­ник осве­щал раке­та­ми. 2 бата­льон, неся поте­ри, про­дви­гал­ся очень мед­лен­но.
Лич­ный состав бри­га­ды был обес­си­лен, что задер­жи­ва­ло темп наступ­ле­ния и толь­ко с выхо­дом 1 бата­льо­на на восточ­ные окра­и­ны Малое Опу­е­во и уда­ром его в тыл про­тив­ни­ка 2 бата­льон в 5.30 15.03 ворвал­ся в дерев­ню, и к 6.30 сов­мест­но с 1 бата­льо­ном очи­сти­ли Малое Опу­е­во от нем­цев. Боль­шая часть нем­цев была уни­что­же­на, остат­ки бежа­ли. Захва­чен про­до­воль­ствен­ный склад и дру­гие тро­феи.
После захва­та М.Опуево десант­ни­ки в деревне оста­ви­ли неболь­шой гар­ни­зон во гла­ве с рядо­вым Фоми­чё­вым и часть ране­ных на попе­че­нии жите­лей дерев­ни. Этот гар­ни­зон нем­цы неде­лю не мог­ли выбить из дерев­ни, не смот­ря на регу­ляр­ные ата­ки и арт­ооб­стре­лы. Через неде­лю остав­ши­е­ся в живых десант­ни­ки гар­ни­зо­на М.Опуево, когда дерев­ня была уже пол­но­стью раз­ру­ше­на ото­шли в лес и при­со­еди­ни­лись к частям бри­га­ды.

Бой за Добросли, Игожево и Старое Тарасово

8.03.42 года в рас­по­ря­же­ние СЗФ при­бы­ва­ет 204 ВДБр, кото­рой ста­вит­ся зада­ча по овла­де­нию дерев­ней Доб­рос­ли и посёл­ком Демян­ском, где в то вре­мя нахо­дил­ся штаб 2 армей­ско­го кор­пу­са окру­жён­ной груп­пи­ров­ки нем­цев. Раз­гром гар­ни­зо­на Доб­ро­с­лей мог бы пара­ли­зо­вать всю Демян­скую груп­пи­ров­ку вер­мах­та.
Но нем­цы, допу­стив про­счёт с 1 МВДБр, кото­рая почти без про­блем ока­за­лась у них в тылу, наглу­хо пере­кры­ли все воз­мож­ные марш­ру­ты пере­дви­же­ния 204 ВДБр. после несколь­ких неудач­ных попы­ток к 1 МВДБр смог про­бить­ся толь­ко один 3 бата­льон 204 ВДБр. Осталь­ные ото­шли на исход­ные пози­ции.
Пони­мая, что одним един­ствен­ным бата­льо­ном 204 ВДБр взять Доб­рос­ли не удаст­ся, коман­до­ва­ние СЗФ даёт при­каз обес­си­лев­шей 1 МВДБр захва­тить Доб­рос­ли.
С дру­гой сто­ро­ны, руко­вод­ство 1 МВДБр пре­крас­но пони­ма­ет, что взять силь­ные гар­ни­зо­ны Доб­ро­с­лей и Демян­ска сила­ми измо­тан­ной 1 МВДБр уже не реаль­но. Вре­мя упу­ще­но, и нем­цы под­тя­ну­ли все воз­мож­ные резер­вы и укре­пи­ли обо­ро­ну. Но при­каз шта­ба СЗФ 1 МВДБр обя­за­на была выпол­нять. В 16.00 19.03.1942 г. коман­ди­ры бата­льо­нов полу­чи­ли зада­чу от коман­ди­ра бри­га­ды и пись­мен­ный при­каз на ата­ку Доб­рос­ли.
В 21–00 20.03.42 г. 4 бата­льон начал наступ­ле­ние и при под­хо­де к север­ной окра­ине Доб­рос­ли был встре­чен силь­ным пуле­мёт­ным и мино­мёт­ным огнём, залёг и про­дви­гать­ся не мог, неся при этом поте­ри. Поте­ряв 18 чел. уби­ты­ми и 30 ране­ны­ми, бата­льон ото­шёл.
Если судить по вос­по­ми­на­ни­ям десант­ни­ков 1 МВДБр и коли­че­ству потерь (кото­рые оце­ни­ва­ют­ся как незна­чи­тель­ные), пони­мая бес­пер­спек­тив­ность ата­ки Доб­ро­с­лей и Демян­ска, коман­до­ва­ние 1 МВДБр после отно­си­тель­но корот­ко­го боестолк­но­ве­ния пред­по­чло сохра­нить жиз­ни десант­ни­ков, и наступ­ле­ние на Доб­рос­ли боль­ше было похо­же на его ими­та­цию.
Коман­до­ва­ние 1 МВДбр при­ня­ло реше­ние выпол­нять пер­вич­ную зада­чу. А имен­но дви­гать­ся гро­мя гар­ни­зо­ны про­тив­ни­ка на юг, совер­шая при этом раз­лич­ные дивер­си­он­ные дей­ствия и ока­зать помощь южной груп­пе наших войск по даль­ней­ше­му про­дви­же­нию.

В ночь, с 24 на 25 мар­та, 3 бата­льон 204 ВДБр с при­мкнув­ши­ми к нему бой­ца­ми дру­гих под­раз­де­ле­ний 204 ВДБр, ата­ко­вал д. Иго­же­во. К сожа­ле­нию, во вре­мя пред­бо­е­во­го раз­вёр­ты­ва­ния десант­ни­ки были обна­ру­же­ны и под­верг­лись мино­мёт­но­му обстре­лу. Бой шёл всю ночь. Извест­но, что поте­ри как с одной сто­ро­ны, так и с дру­гой были очень боль­шие. Десант­ни­ки ото­шли на рас­све­те, когда на помощь про­тив­ни­ку подо­шло само­ход­ное ору­дие из диви­зии SS «Мёрт­вая голо­ва».
26.03.42 г. коман­до­ва­ние 1 МВДБр отда­ёт при­каз нане­сти удар по круп­но­му узлу гит­ле­ров­ской обо­ро­ны, деревне Ста­рое Тара­со­во, а так­же неболь­шой деревне Мегли­но, рас­по­ло­жен­ной чуть север­нее Тара­со­во.
Часть дерев­ни Ста­рое Тара­со­во было захва­че­но, уни­что­же­но несколь­ко скла­дов с тех­ни­кой и бое­при­па­са­ми, склад с мото­цик­ла­ми и др. К утру десант­ни­ки пре­кра­ти­ли бой и ото­шли. И бри­га­да и нем­цы понес­ли боль­шие поте­ри.

Прорыв линии фронта

После раз­гро­ма гар­ни­зо­на в Ста­рое Тара­со­во бри­га­да име­ла зада­чу ата­ко­вать укреп­лён­ные пунк­ты Бель 1‑ая, Бель 2‑ая и соеди­нить­ся в этом рай­оне с частя­ми южной груп­пы гене­ра­ла Ксе­но­фон­то­ва, дей­ству­ю­щей с фрон­та. Бри­га­да к это­му вре­ме­ни в тече­ние 5 суток не име­ла про­до­воль­ствия, лич­ный состав был измо­тан­ный и уста­лый, име­лось боль­шое коли­че­ство ране­ных и обмо­ро­жен­ных.
Обста­нов­ка на фрон­те к это­му вре­ме­ни сло­жи­лась так, что южная груп­па войск гене­ра­ла Ксе­но­фон­то­ва, захва­тив Мол­во­ти­цы, была задер­жа­на про­тив­ни­ком.
Ата­ка таких укреп­лён­ных пунк­тов, как Бель 1‑ая, Бель 2‑ая, без вза­и­мо­дей­ствия с вой­ска­ми с фрон­та обре­че­на была явно на неуспех и поте­рю остат­ков бри­га­ды, поэто­му коман­до­ва­ние бри­га­ды реши­ло ата­ку этих пунк­тов не про­из­во­дить, а минуя их, идти на соеди­не­ние со сво­и­ми частя­ми в рай­оне Луне­во — Кор­не­во.

28 мар­та 1942 г. коман­дир 1 МВДБр отда­ёт при­каз о выдви­же­нии к месту пла­ни­ру­е­мо­го про­ры­ва. Бои по про­ры­ву линии обо­ро­ны нем­цев десант­ни­ка­ми 1 МВДБр и 204 ВДБр в рай­оне Луне­во-Кор­не­во носи­ли исклю­чи­тель­но оже­сто­чён­ный харак­тер. Неод­но­крат­но огне­вые кон­так­ты пере­хо­ди­ли в руко­паш­ные схват­ки. Порой уда­ва­лось захва­тить отдель­ные участ­ки обо­ро­ны про­тив­ни­ка, но про­рвать­ся в первую линию обо­ро­ны и за неё не уда­ва­лось. Было пред­при­ня­то око­ло деся­ти попы­ток про­рвать пози­ции нем­цев и соеди­нить­ся со сво­и­ми регу­ляр­ны­ми частя­ми, но учи­ты­вая силь­ную укреп­лён­ность пози­ций немец­ких войск, их чис­лен­ный пере­вес и отсут­ствие тяжё­ло­го воору­же­ния, все эти попыт­ки успе­хом не увен­ча­лись. Нахо­дясь в лесу север­нее д. Кор­не­во десант­ни­ки были заме­че­ны немец­кой раз­вед­кой и под­вер­га­лись при­цель­но­му мино­мёт­но­му и артил­ле­рий­ско­му огню про­тив­ни­ка, неся боль­шие поте­ри. В этом бою погиб­ли или были серьёз­но ране­ны боль­шая часть офи­це­ров шта­ба бри­га­ды.
С тяжё­лы­ми боя­ми десант­ни­ки в ночь с 6 на 7 апре­ля 1942 г. про­рва­лись к боло­ту Дивен Мох и раз­би­ли лагерь на юго-восточ­ной око­неч­но­сти боло­та. Ночью при­ня­ли само­лё­ты с про­дук­та­ми, бое­при­па­са­ми и эва­ку­и­ро­ва­ли часть ране­ных. Бли­жай­ший путь для про­ры­ва к сво­им через линию фрон­та лежал в рай­оне дерев­ни Нико­ла­ев­ское.
В ночь с 7 на 8 апре­ля 1942 года, в рай­оне д. Нико­ла­ев­ское в резуль­та­те тяжё­ло­го боя уда­лось про­рвать­ся через линию фрон­та 629 десант­ни­кам из 1 мвдбр и 204 вдбр. Вплоть до июня к нашим частям про­ры­ва­лись круп­ные и мел­кие груп­пы десант­ни­ков из немец­ко­го тыла[5].

Общий вывод

За пери­од опе­ра­ций в тылу у про­тив­ни­ка бри­га­да была неод­но­крат­но контр­ата­ко­ва­на пре­вос­хо­дя­щи­ми сила­ми и тех­ни­кой про­тив­ни­ка. Несмот­ря на это частя­ми бри­га­ды были слом­ле­ны силь­но укреп­лён­ные узлы сопро­тив­ле­ния, такие, как Малое Опу­е­во, Доб­рос­ли, Ста­рое Тара­со­во и дру­гие. Все­го за пери­од опе­ра­ции в рай­оне Демян­ска бри­га­да захва­ти­ла шесть насе­лён­ных пунк­тов.
В этих пунк­тах уни­что­же­ны и раз­гром­ле­ны немец­кие гар­ни­зо­ны, мате­ри­аль­ная часть, подо­рва­ны скла­ды с бое­при­па­са­ми, про­до­воль­ствия; подо­рва­ны мосты и око­ло 40 ДОТов и ДЗО­Тов.
Дей­ствие бри­га­ды в тылу вра­га оце­не­но Воен­ным Сове­том Севе­ро-Запад­но­го Фрон­та, как удо­вле­тво­ри­тель­ное.
Несмот­ря на тяжё­лые усло­вия, в кото­рых ока­за­лась бри­га­да, части бри­га­ды в тече­ние меся­ца дей­ство­ва­ли про­тив основ­ных ком­му­ни­ка­ций вра­га, нару­ша­ли связь, истреб­ля­ли обо­зы, истреб­ля­ли гар­ни­зо­ны и отдель­ные немец­ко-фашист­ские отря­ды.
Бое­вая дея­тель­ность бри­га­ды в тылу вра­га харак­те­ри­зу­ет­ся мно­же­ством фак­тов геро­из­ма, отва­ги и муже­ства. 101 чело­век бой­цов, коман­ди­ров и полит­ра­бот­ни­ков награж­де­ны орде­на­ми и меда­ля­ми Сою­за ССР. (ЦАМО ф 5 гв. стр.бр. оп.1.д.1)

ПОТЕРИ БРИГАДЫ ЗА ПЕРИОД ДЕЙСТВИЙ В ТЫЛУ ПРОТИВНИКА С 3.03 ПО 10.04.42 г.

  • Уби­тых и про­пав­ших без вести — 1 130 чело­век[6]
  • Ране­ных, обмо­ро­жен­ных — 773 чел.
  • Участ­во­ва­ло в бое­вых дей­стви­ях в тылу про­тив­ни­ка — 2675 чело­век
Памятник 1 МВДбр в п. Демянск
Памят­ник 1 МВДбр в п. Демянск

Литература

  • С. Г. Дом­ра­чев, В. В. Зло­ка­зов, В. А. Ком­лев, А. В. Пан­кра­тов. Демян­ский рейд 1942. В доку­мен­тах и вос­по­ми­на­ни­ях. Киров: [б. и.], 2016. — 293 с. — ISBN 978–5‑85271–630‑9.
  • Тол­кач М. Я. Десант­ни­ки Вели­кой Оте­че­ствен­ной. Яуза-Экс­мо, 2010.

Примечания

  1. ГАСПИ КО ф. П‑1290 оп.115 д.5
  2. Судь­ба Тара­со­ва Н. Е.. Дата обра­ще­ния: 3 апре­ля 2021. Архи­ви­ро­ва­но 8 мая 2021 года.
  3. Самар­ский гос. архив фонд Р3886 Тол­кач М. Я. д.220
  4. ЦАМО фонд 37 (Управ­ле­ние коман­до­ва­ния ВДВ) опись № 11431 (Опе­ра­тив­ный отдел шта­ба) дело № 38
  5. ЦАМО Опись фон­да Управ­ле­ния коман­до­ва­ния ВДВ Опе­ра­тив­ный отдел шта­ба № 11431 дело № 38
  6. ЦАМО Фонд № 37 Опись № 11431 дело № 38


[btn-action]
[wp-post-stars]

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *