1‑я кавалерийская дивизия (СССР)

1‑я кава­ле­рий­ская диви­зия
USSR A Cavalry emblem - 1924.gif
Воору­жён­ные силы Союз Советских Социалистических Республик ВС СССР
Вид воору­жён­ных сил Союз Советских Социалистических Республик сухо­пут­ные
Род войск (сил) кава­ле­рия
Фор­ми­ро­ва­ние 31.07.1941 года
Рас­фор­ми­ро­ва­ние (пре­об­ра­зо­ва­ние) 28.08.1941 года
Рай­о­ны бое­вых дей­ствий
1941: Обо­ро­на Одес­сы
Пре­ем­ствен­ность
Пред­ше­ствен­ник под­раз­де­ле­ния 9‑й армии
Пре­ем­ник 2‑я кава­ле­рий­ская диви­зия.

1‑я кава­ле­рий­ская диви­зия, воин­ское соеди­не­ние Воору­жён­ных Сил СССР в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне. Пере­име­но­ва­на из Одес­ской запас­ной кава­ле­рий­ской диви­зии[1].

История дивизии

Фор­ми­ро­ва­лась с 6 июля 1941 г. в г. Одес­са как Запас­ной кава­ле­рий­ский полк г. Одес­са по шта­ту № 0660. Чис­лен­ность пол­ка пред­по­ла­га­лась в 3053 чел. К 20 июля чис­лен­ность пол­ка состав­ля­ла 2107 чел. Было сфор­ми­ро­ва­но 6 кав. эскад­ро­на, пуле­мёт­ный эскад­рон, сапёр­ный эскад­рон, ремонт­ный эскад­рон, эскад­рон свя­зи и рас­пре­де­ли­тель­ный эскад­рон.

17 июля было при­ня­то реше­ние о пере­фор­ми­ро­ва­нии запас­но­го кав. пол­ка в Запас­ную кава­ле­рий­скую диви­зию фор­ми­ру­е­мую по шта­ту № 07/3-№ 075 чис­лен­но­стью 2931 чел. (управ­ле­ние диви­зии, три кав­пол­ка и бро­не­эс­кад­рон). 22 июля диви­зия была пере­име­но­ва­на в 1‑ю кава­ле­рий­скую диви­зию (3‑й, 5‑й, 7‑й кав­пол­ки и 9‑й бро­не­эс­кад­рон — 9 тан­ков Т‑37). Боль­шин­ство нач. соста­ва фор­ми­ру­е­мо­го соеди­не­ния были при­зва­ны из запа­са, хотя были и кад­ро­вые воен­ные, так же обсто­я­ло дело и с рядо­вы­ми кава­ле­ри­ста­ми. Мат частью соеди­не­ние было обес­пе­че­но не пол­но­стью. Не хва­та­ло 45-мм и 76-мм ору­дий и части пуле­мё­тов.

Июль 1941 года.
В шта­бе гене­рал Пет­ров доло­жил о при­бы­тии коман­ду­ю­ще­му При­мор­ской арми­ей гене­рал-лей­те­нан­ту Никан­д­ру Евлам­пи­е­ви­чу Чиби­со­ву. Коман­дарм, широ­кий в гру­ди, начи­на­ю­щий пол­неть, с чёр­ны­ми густы­ми уса­ми, закру­чен­ны­ми вверх, заня­тый дела­ми частей, веду­щих бой на гра­ни­це, дол­го не задер­жи­вал Пет­ро­ва, корот­ко ска­зал:
— Здесь, в Одес­се, фор­ми­ру­ет­ся кава­ле­рий­ская диви­зия. При­ни­май­те коман­до­ва­ние и закан­чи­вай­те её фор­ми­ро­ва­ние. Про­шу вас как мож­но быст­рее уком­плек­то­вать пол­ки людь­ми, ору­жи­ем и кон­ским соста­вом. Очень ско­ро вы пона­до­би­тесь в боях. С обста­нов­кой озна­комь­тесь в опе­ра­тив­ном отде­ле. Да она сей­час вам в дета­лях пока и не нуж­на…
Началь­ник опе­ра­тив­но­го отде­ла гене­рал-май­ор В. Ф. Воро­бьёв, устав­ший и измо­тан­ный, всё же ста­рал­ся быть при­вет­ли­вым, попы­тал­ся даже улыб­нуть­ся. Он корот­ко рас­ска­зал про обста­нов­ку на фрон­те:
— Пока, сла­ва богу, удер­жи­ва­ем пози­ции на госу­дар­ствен­ной гра­ни­це. В неко­то­рых местах даже пере­хо­ди­ли в контр­ата­ки, но неболь­шие, мест­но­го зна­че­ния.
— Ну хоть у вас дела непло­хи, — вздох­нув, ска­зал Пет­ров. — А то ведь там, север­нее, очень и очень неваж­но.
— Не хочу вас огор­чать и выгля­деть пес­си­ми­стом, но дол­го мы на гра­ни­це не про­дер­жим­ся: у про­тив­ни­ка боль­шое пре­вос­ход­ство и наши части понес­ли уже зна­чи­тель­ные поте­ри. Мне кажет­ся, пред­сто­ят непри­ят­но­сти и у нас. Мы бы удер­жа­ли линию гра­ни­цы, но вой­ска, кото­рые север­нее нас, посте­пен­но отхо­дят. И наш пра­вый фланг, таким обра­зом, уже обте­ка­ет про­тив­ник…
Вот с такой ори­ен­ти­ров­кой, пони­мая, что диви­зия, кото­рую ему пору­че­но фор­ми­ро­вать, может пона­до­бить­ся в бли­жай­шие дни, Пет­ров при­сту­пил к рабо­те. Диви­зия ком­плек­то­ва­лась при­зыв­ни­ка­ми из Одес­сы и Одес­ской обла­сти. Они были раз­ных воз­рас­тов: пар­ни, кото­рым толь­ко при­шло вре­мя слу­жить, сто­я­ли в строю рядом с пожи­лы­ми муж­чи­на­ми, мно­го лет уже чис­лив­ши­ми­ся в запа­се.

При­шли даже вете­ра­ны. Неко­то­рые из них наде­ли буде­нов­ки, сохра­нён­ные с граж­дан­ской вой­ны.

Диви­зия фор­ми­ро­ва­лась в Котов­ских казар­мах на 2‑й стан­ции Б. Фон­та­на[2].

Коман­ди­ром 5‑го кава­ле­рий­ско­го пол­ка, кото­рый ком­плек­то­вал­ся в Котов­ских казар­мах, был назна­чен капи­тан Фёдор Сер­ге­е­вич Бли­нов[2].

Когда полк был сфор­ми­ро­ван, при выступ­ле­нии из Одес­сы, рас­тя­нул­ся полк — 1300 чело­век — кило­мет­ра на пол­то­ра. Хвост колон­ны ещё вытя­ги­вал­ся из Котов­ских казарм, а голо­ва уже порав­ня­лась с вок­за­лом, свер­ну­ли на Пуш­кин­скую. Ещё один пере­крё­сток — филар­мо­ния, полк порав­нял­ся с двух­этаж­ным особ­ня­ком, где жил Пуш­кин. Полк вышел из Одес­сы и напра­вил­ся в Луза­нов­ку, в кото­рой и рас­по­ло­жил­ся. Здесь, под при­кры­ти­ем дере­вьев, мож­но было спря­тать коней, замас­ки­ро­вать артил­ле­рию и обо­зы пол­ка[2].

Раз­рыв с пра­вым сосе­дом, 9‑й арми­ей, все уве­ли­чи­вал­ся. Коман­ду­ю­щий При­мор­ской арми­ей Софро­нов вынуж­ден был, не дожи­да­ясь завер­ше­ния фор­ми­ро­ва­ния всей диви­зии, послать на пра­вый фланг кава­ле­рий­ские пол­ки диви­зии Пет­ро­ва, что­бы уста­но­вить связь с ото­рвав­шим­ся сосе­дом и разыс­кать части 30‑й диви­зии, кото­рая соглас­но послед­ним ука­за­ни­ям пере­да­ва­лась При­мор­ской армии. Пол­ки кав­ди­ви­зии и сам гене­рал Пет­ров мета­лись по огром­ным степ­ным про­сто­рам в поис­ках частей сосе­да спра­ва, но всю­ду про­ис­хо­ди­ли неожи­дан­ные корот­кие стыч­ки с про­тив­ни­ком. К сожа­ле­нию, нет ни запи­сей, ни вос­по­ми­на­ний об этих ско­ро­теч­ных боях…
Кава­ле­рий­ские пол­ки диви­зии Пет­ро­ва, про­дол­жая выпол­нять зада­чу по уста­нов­ле­нию кон­так­та с пра­вым сосе­дом, выдви­ну­лись дале­ко впе­рёд, неко­то­рые из них ока­за­лись в тылу вра­га. Они вынуж­де­ны были про­би­вать­ся через обо­шед­шие их румын­ские и гит­ле­ров­ские части, что­бы вый­ти к сво­им. В эти дни Пет­ров, рискуя жиз­нью, метал­ся по сте­пи на ста­рень­кой машине, отыс­ки­вая под­раз­де­ле­ния и части сво­ей диви­зии, ста­вя им зада­чи для выхо­да на новый рубеж обо­ро­ны.
В началь­ный пери­од вой­ны радио­связь при­ме­ня­лась огра­ни­чен­но. Ну а теле­фон­ной в таких подвиж­ных боях конеч­но же не было. Поэто­му Пет­ров вынуж­ден был при помо­щи работ­ни­ков шта­ба и сам лич­но соби­рать части диви­зии. В этих сво­их поезд­ках Пет­ров не раз наты­кал­ся на вра­же­ские отря­ды. Опыт манёв­рен­ных боёв с бас­ма­ча­ми очень при­го­дил­ся ему в эти дни.
Нако­нец Пет­ров собрал почти все части, толь­ко про 5‑й кава­ле­рий­ский полк под коман­до­ва­ни­ем капи­та­на Бли­но­ва… не было извест­но, где он нахо­дит­ся. Пет­ров сам отпра­вил­ся на поис­ки пол­ка. В рай­оне посёл­ка Сверд­ло­ве он вдруг обна­ру­жил этот полк…Полк был постро­ен, и перед его фрон­том сто­я­ло несколь­ко плен­ных вра­же­ских тан­ки­стов…
Про­ры­ва­ясь из тыла про­тив­ни­ка, Бли­нов постро­ил полк в сле­ду­ю­щий бое­вой поря­док: впе­ре­ди сабель­ные эскад­ро­ны, посе­ре­дине штаб и спец­под­раз­де­ле­ния, а сза­ди при­кры­тие — пуле­мёт­ные тачан­ки. Вот в таком постро­е­нии они про­би­ва­лись к сво­им. Пыта­ясь их пере­хва­тить и уни­что­жить, фаши­сты высла­ли тан­ки. Но кава­ле­ри­сты, пустив в ход свою бата­рею, повре­ди­ли несколь­ко тан­ков и про­би­лись через заслон. Из под­би­тых тан­ков кон­ни­ки извлек­ли плен­ных. Кава­ле­рий­ский полк про­рвал­ся…
— Ох и вол­но­ва­лись же мы, в штар­ме боя­лись — не про­рвёшь­ся. Сто­и­ло фаши­стам пере­крыть сза­ди тебя Нико­ла­ев­скую доро­гу — и был бы ты как кот в меш­ке…
— Тро­феи и плен­ных отпра­вишь в Луза­нов­ку, там сей­час мой штаб. А поте­ри есть?

– Нема­лые: два­дцать уби­тых, два­дцать пять ране­ных.

Кава­ле­рий­ская диви­зия гене­ра­ла Пет­ро­ва, понёс­шая боль­шие поте­ри в боях, была выве­де­на в резерв коман­ду­ю­ще­го арми­ей[2].

Кава­ле­рий­ская диви­зия нахо­ди­лась во вто­ром эше­лоне. Кон­ни­ки замас­ки­ро­ва­ли сво­их коней в зарос­лях куку­ру­зы[2].

Сфор­ми­ро­ва­на 31 июля 1941 года на базе 9‑й армии.

В дей­ству­ю­щей армии с 31 июля 1941 по 29 авгу­ста 1941 года.[1]

Участ­во­ва­ла в обо­роне Одес­сы.

28 авгу­ста 1941 пере­име­но­ва­на во 2‑ю кава­ле­рий­скую диви­зию.

Полное название

  • 1‑я Одес­ская кава­ле­рий­ская диви­зия

Подчинение

ДатаФронт (округ)АрмияКор­пус (груп­па)При­ме­ча­ния
01 авгу­ста 1941 годаЮжный фронтПри­мор­ская армия

Периоды вхождения в состав Действующей армии

  • с 31 июля 1941 года по 29 авгу­ста 1941 года[1]

Боевой состав

Командиры

  • Сако­вич, пол­ков­ник (6 июля 1941 — 15 июля 1941)
  • Лука­нов, май­ор (15 июля 1941 — 22 июля 1941)
  • Hero of the Soviet Union medal.png гене­рал-май­ор И. Е. Пет­ров (26 июля — 20 авгу­ста 1941)
  • пол­ков­ник А. Д. Алек­се­ев (20 авгу­ста — 28 авгу­ста 1941)

Примечания

Литература

Ссылки


[btn-action]
[wp-post-stars]

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *