1‑я казанская гимназия

Пер­вая Казан­ская муж­ская гим­на­зия
Императорская Казанская гимназия.jpg
Осно­ва­на 1758
Закры­та 1917
Тип стар­шая шко­ла[d] и гим­на­зия

Пер­вая Казан­ская муж­ская гим­на­зия — пер­вая про­вин­ци­аль­ная гим­на­зия, обра­зо­ван­ная в 1758 году.

История гимназии

Зда­ние Импе­ра­тор­ской Казан­ской гим­на­зии (ныне здесь Казан­ский наци­о­наль­ный иссле­до­ва­тель­ский тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет)

21 июля 1758 года «для раз­мно­же­ния наук» по ука­зу Сена­та в Каза­ни была откры­та гим­на­зия, кото­рая яви­лась пер­вой в про­вин­ции и дол­гое вре­мя оста­ва­лась един­ствен­ной после Петер­бур­га и Моск­вы. Ини­ци­а­ти­ва созда­ния гим­на­зии при­над­ле­жа­ла кура­то­ру Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та И. И. Шува­ло­ву, писав­ше­му в Сенат, что «для раз­мно­же­ния наук в Импе­рии надоб­но учре­дить, кро­ме Моск­вы и Санкт-Петер­бур­га, гим­на­зии, из кото­рых бы моло­дые люди, ока­зу­ю­щие успе­хи сво­е­го поня­тия и уче­ния, мог­ли выхо­дить в Мос­ков­ский уни­вер­си­тет и Санкт-Петер­бург­скую Ака­де­мию наук для обу­че­ния наук, чив в том месте пер­вые осно­ва­ния». Осно­ва­ние гим­на­зии явля­лось пер­вым шагом в остав­шем­ся тогда нере­а­ли­зо­ван­ном плане Шува­ло­ва по устрой­ству сред­них школ (гим­на­зий) в круп­ных горо­дах Рос­сии[1].

Орга­ни­за­ция гим­на­зии и управ­ле­ние ей в пер­вые годы её суще­ство­ва­ния велось непо­сред­ствен­но из Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, кото­рый назна­чал дирек­то­ра гим­на­зии (эту долж­ность зани­ма­ли асес­со­ры уни­вер­си­тет­ской кан­це­ля­рии М. И. Верёв­кин, А. Н. Кожин, про­фес­сор Д. В. Савич), отби­рал учи­те­лей, жало­ва­ние кото­рым выпла­чи­ва­лось из бюд­же­та уни­вер­си­те­та, направ­лял кни­ги для гим­на­зи­че­ской биб­лио­те­ки.

Казан­ская гим­на­зия созда­ва­лась по образ­цу гим­на­зии при мос­ков­ском уни­вер­си­те­те из двух отде­ле­ний: дво­рян­ско­го и раз­но­чин­ско­го, вслед­ствие чего исполь­зо­ва­лось наиме­но­ва­ние «Казан­ские гим­на­зии». В учеб­ный план вхо­ди­ло пре­по­да­ва­ние латин­ско­го, немец­ко­го, фран­цуз­ско­го язы­ков, начал фило­со­фии, ариф­ме­ти­ки, гео­гра­фии, исто­рии, музы­ки, рисо­ва­ния. В 1759 в гим­на­зии учи­лось 95 уче­ни­ков (сре­ди них — буду­щий поэт Г. Р. Дер­жа­вин), в 1763 — 89 уче­ни­ков, из кото­рых 84 дво­ря­ни­на и 5 раз­но­чин­цев. В 1765—1781 долж­ность «глав­но­го коман­ди­ра» гим­на­зии зани­мал Ю. И. Каниц, при кото­ром был наве­дён поря­док в пре­по­да­ва­нии, рас­ши­рен круг пред­ме­тов (в част­но­сти туда были вве­де­ны восточ­ные язы­ки), коли­че­ство уче­ни­ков зна­чи­тель­но вырос­ло. Казан­ская гим­на­зия была един­ствен­ной, где изу­ча­лись татар­ский, араб­ский и дру­гие восточ­ные язы­ки; в 1769 году в гим­на­зии был открыт татар­ский класс[2]. Уче­ни­ки гим­на­зии доб­лест­но защи­ща­ли её зда­ние и при­ле­га­ю­щие ули­цы во вре­мя штур­ма Каза­ни вой­ска­ми Е. И. Пуга­чё­ва (1774).

В 1785 году Казан­ская гим­на­зия была исклю­че­на из веде­ния Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та и пере­да­на в При­каз обще­ствен­но­го при­зре­ния, что сра­зу же нега­тив­но ска­за­лось на её состо­я­нии: в 1789 она была закры­та «по недо­стат­ку средств» и в свя­зи с откры­ти­ем Казан­ско­го глав­но­го народ­но­го учи­ли­ща. В 1797 году Казан­ский гене­рал-губер­на­тор, князь П. С. Мещер­ский, хода­тай­ство­вал о воз­об­нов­ле­нии гим­на­зии, необ­хо­ди­мой для обра­зо­ва­ния дво­рян и импе­ра­тор Павел I 31 октяб­ря 1797 года под­пи­сал раз­ре­ше­ние о созда­нии город­ской гим­на­зии и пору­чил Мещер­ско­му соста­вить устав, кото­рый был утвер­ждён 21 декаб­ря 1797 года. В свя­зи с отстав­кой Мещер­ско­го откры­тие гим­на­зии замед­ли­лось и заня­тия нача­лись толь­ко в 1799 году.

Кро­ме пер­во­на­чаль­ных и общих пред­ме­тов гим­на­зи­че­ско­го уче­ния, здесь пре­по­да­ва­лись язы­ки латин­ский, фран­цуз­ский, немец­кий и, как это было ранее — татар­ский; из фило­соф­ских наук — логи­ка и прак­ти­че­ская фило­со­фия; из физи­ко-мате­ма­ти­че­ских — гео­мет­рия и три­го­но­мет­рия, меха­ни­ка, гид­рав­ли­ка, физи­ка, химия, нату­раль­ная исто­рия, зем­ле­ве­де­ние и граж­дан­ская архи­тек­ту­ра; из юри­ди­че­ских — прак­ти­че­ское зако­но­ис­кус­ство; из воен­ных — артил­ле­рия, фор­ти­фи­ка­ция, так­ти­ка и, нако­нец, искус­ства — рисо­ва­ние, музы­ка, фех­то­ва­ние и тан­цы. Импе­ра­тор Павел пожерт­во­вал воз­об­нов­лен­ной гим­на­зии Потём­кин­скую биб­лио­те­ку, хра­нив­шу­ю­ся в Ново­рос­сий­ске и заклю­чав­шую в себе весь­ма мно­го ред­ких и цен­ных книг и руко­пи­сей. Кро­ме того, в гим­на­зи­че­скую биб­лио­те­ку посту­пи­ло боль­шое собра­ние книг Г. Полян­ско­го.

В это вре­мя дирек­то­ром был Алек­сандр Логи­но­вич Лиха­чёв[3]; пре­по­да­ва­ли: рос­сий­скую сло­вес­ность и мате­ма­ти­ку — И. М. Ибра­ги­мов, все­об­щую и рус­скую исто­рию и гео­гра­фию — И. Ф. Яков­кин, мате­ма­ти­ку — Г. И. Кар­та­шев­ский[4], П. А. Цеп­лин[5][6], физи­ку — И. И. Заполь­ский, фило­со­фия — Левиц­кий, фран­цуз­ский, немец­кий и латин­ский язы­ки — Эрих[7].

В зда­нии гим­на­зии в 1800 году рас­по­ло­жи­лась Ази­ат­ская типо­гра­фия, над кото­рой руко­вод­ство гим­на­зии осу­ществ­ля­ло цен­зур­ный кон­троль[8].

В 1804 году на осно­ве Казан­ской гим­на­зии был открыт Импе­ра­тор­ский Казан­ский уни­вер­си­тет. Стар­шие вос­пи­тан­ни­ки гим­на­зии с фев­ра­ля 1805 года фак­ти­че­ски ста­ли пер­вы­ми сту­ден­та­ми Казан­ско­го уни­вер­си­те­та[9]: 34 чело­ве­ка, полу­чив­ших зва­ние сту­ден­тов слу­ша­ли лек­ции у осо­бо при­гла­шён­ных про­фес­со­ров. Боль­шин­ство этих про­фес­со­ров были ино­стран­цы; меж­ду ними выда­ва­лись М. Ф. Бар­тельс, К. Ф. Фукс и ори­ен­та­лист Х. Д. Френ. В пери­од с 1805 по 1814 годы уни­вер­си­тет и гим­на­зия прак­ти­че­ски не раз­ли­ча­лись — это был пери­од суще­ство­ва­ния педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та, при­зван­но­го гото­вить пре­по­да­ва­те­лей гим­на­зий. В это вре­мя дирек­то­ром был И. Ф. Яков­кин, поль­зо­вав­ший­ся без­гра­нич­ным дове­ри­ем попе­чи­те­ля окру­га С. Я. Румов­ско­го.

В 1814 году про­изо­шло окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние само­сто­я­тель­ных уни­вер­си­те­та и гим­на­зии, при­чём гим­на­зия, усту­пив уни­вер­си­те­ту свои поме­ще­ния, пере­се­ли­лась во вновь куп­лен­ные дома близ Чёр­но­го озе­ра. Одна­ко, пожар в 1815 году истре­бил новые гим­на­зи­че­ские зда­ния и уни­вер­си­тет выде­лил ей тес­ное поме­ще­ние: в одних и тех же ком­на­тах поме­ща­лись и клас­сы, и спаль­ни вос­пи­тан­ни­ков. В 1819 году гим­на­зия (вме­сте с уни­вер­си­те­том) под­верг­лась реви­зии ново­го попе­чи­те­ля казан­ско­го учеб­но­го окру­га М. Л. Маг­ниц­ко­го; выяс­ни­лось, что из-за неустрой­ства гим­на­зии казан­ские жите­ли пред­по­чи­та­ли отда­вать сво­их детей в част­ный пан­си­он. В резуль­та­те, дирек­тор Яков­кин был уво­лен. С при­хо­дом Маг­ниц­ко­го, в осно­ву обра­зо­ва­ния юно­ше­ства поло­же­но было хри­сти­ан­ское уче­ние; даже отче­ты о состо­я­нии гим­на­зии, офи­ци­аль­ные бума­ги и речи, про­из­но­си­мые на пуб­лич­ных экза­ме­нах, писа­лись на осно­ва­нии тек­стов Свя­щен­но­го писа­ния, так в гим­на­зи­че­ском отче­те 1822 года ука­зы­ва­лось, что гим­на­зия шество­ва­ла в истек­шем году «яко Изра­иль в дни Соло­мо­на мир­но и еди­но­об­раз­но». В пре­ду­пре­жде­ние соблаз­на от вред­ных книг Маг­ниц­кий велел сжечь всю биб­лио­те­ку гим­на­зии, поща­див толь­ко две кни­ги. Лишь бла­го­да­ря учи­те­лю Дуна­е­ву, кото­рый спря­тал кни­ги в кла­до­вую, биб­лио­те­ка не была уни­что­же­на. Во внут­рен­ней жиз­ни гим­на­зии за это вре­мя нуж­но отме­тить почти пол­ное отсут­ствие телес­ных нака­за­ний уче­ни­ков.

В 1820 году гим­на­зия вновь пере­шла из уни­вер­си­те­та в своё вос­ста­нов­лен­ное поме­ще­ние.

В пери­од с 1830 по 1835 годы было осу­ществ­ле­но пре­об­ра­зо­ва­ние гим­на­зии по ново­му уста­ву 1828 года. Вме­сто 26 пред­ме­тов оста­лись толь­ко: закон Божий, рос­сий­ская сло­вес­ность и логи­ка, рус­ская грам­ма­ти­ка и гео­гра­фия, исто­рия и ста­ти­сти­ка, физи­ка и мате­ма­ти­ка; язы­ки латин­ский, гре­че­ский, немец­кий и фран­цуз­ский; чисто­пи­са­ние, чер­че­ние и рисо­ва­ние. Вме­сто 36 пре­по­да­ва­те­лей оста­лись толь­ко 11. По высо­чай­ше­му пове­ле­нию было рас­ши­ре­но пре­по­да­ва­ние восточ­ных язы­ков, пред­пи­са­но было пре­по­да­вать: араб­ский, турец­кий, татар­ский, мон­голь­ский, китай­ский, мань­чжур­ский, пер­сид­ский и армян­ский язы­ки[10].

В 1835 году гим­на­зия ста­ла назы­вать­ся Пер­вой, — в свя­зи с откры­ти­ем в Каза­ни ещё одной гим­на­зии. Во Вто­рой гим­на­зии долж­ны были учить­ся лишь свое­ко­шт­ные уче­ни­ки, а в Пер­вой — казён­ные вос­пи­тан­ни­ки, пан­си­о­не­ры и полу­пан­си­о­не­ры. В резуль­та­те в Пер­вой гим­на­зии оста­лось 173 уче­ни­ка, во Вто­рую был пере­ве­дён 131 уче­ник. Учи­те­ля­ми в открыв­шей­ся гим­на­зии ста­ли пре­по­да­ва­те­ли 1‑й, инспек­то­ром — глав­ный над­зи­ра­тель 1‑й гим­на­зии — Гине. Допол­ни­тель­но в 1‑й гим­на­зии нача­ли пре­по­да­вать А. Е. Лаза­рев (исто­рия и ста­ти­сти­ка) и А. Ф. Попов (мате­ма­ти­ка).

В 1837 году гим­на­зию посе­тил наслед­ник пре­сто­ла в сопро­вож­де­нии гене­ра­ла Каве­ли­на и В. А. Жуков­ско­го.

В 1868 году 1‑я гим­на­зия празд­но­ва­ла свой сто­лет­ний юби­лей, счи­тая осно­ва­ние в 1758 году и исклю­чая 10 лет сво­е­го закры­тия.
К юби­лей­но­му дню гим­на­зии высо­чай­ше даро­ва­но назва­ние Импе­ра­тор­ской; это назва­ние она носи­ла и в XVIII веке и в нача­ле сле­ду­ю­ще­го сто­ле­тия, но в 1828 году, по рас­по­ря­же­нию мини­стра, она лише­на была пра­ва носить этот титул, так как не мог­ла дока­зать доку­мен­таль­но осно­ва­ний к тому.

В 1917 году судь­ба гим­на­зии кру­то изме­ни­лась и, как очаг «высо­ко­ло­бой оппо­зи­ции», фак­ти­че­ски была рас­пу­ще­на новы­ми вла­стя­ми.

Директора

Пер­вым дирек­то­ром был назна­чен асес­сор Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та М. И. Верёв­кин, кото­ро­го сме­нил
А. Н. Кожин,
Д. В. Савич (1761—1763),
Ю. И. фон Каниц (1764—1781),
А. Л. Лиха­чёв (1798—1804),
И. Ф. Яков­кин (1805—1819),
В 1820—1827 годах дирек­то­ром Казан­ской гим­на­зии был Алек­сей Сер­ге­е­вич Поно­ма­рёв; в то же вре­мя источ­ни­ки ука­зы­ва­ют, что в 1823—1824 годах дирек­то­ром состо­ял В. Я. Баже­нов, а в 1824—1825 годах — И. И. Лажеч­ни­ков. В тече­ние 25 лет дирек­то­ром был Н. И. Гал­кин — отец М. Н. Гал­ки­на-Врас­ко­го[11]. После него — И. А. Саха­ров (1856—1860) и Г. И. Крел­лен­берг (1861—1870‑е).

Преподаватели

Учащиеся

См. так­же:

Выпуск­ни­ки Пер­вой Казан­ской гим­на­зии

XVIII век

Как ука­зы­вал С. П. Шевы­рёв «в 1759 году Казан­ская гим­на­зия име­ла уже 111 уче­ни­ков, дво­рян и раз­но­чин­цев»[13]. В пер­вый пери­од суще­ство­ва­ния гим­на­зии в её сте­нах полу­чи­ли обра­зо­ва­ние: Гав­ри­ил Дер­жа­вин (1759—1762) и В. С. Попов.

1804

В резуль­та­те бес­по­ряд­ков в июне 1804 года были исклю­че­ны из гим­на­зии её вос­пи­тан­ни­ки Дмит­рий Кня­же­вич (по сло­вам С. Т. Акса­ко­ва он был «кра­сою, сла­вою гим­на­зии»; источ­ни­ки про­ти­во­ре­чи­во ука­зы­ва­ют, что он в 1802 году стал пер­вым выпуск­ни­ком гим­на­зии, но и он же участ­во­вал в бес­по­ряд­ках в 1804 году, повлек­ших его уволь­не­ние), Пафо­мов, Кры­лов и Алё­хин[7]

1805

22 фев­ра­ля 1805 года дирек­тор гим­на­зии И. Ф. Яков­кин в при­сут­ствии попе­чи­те­ля Казан­ско­го учеб­но­го окру­га С. Я. Румов­ско­го зачи­тал в гим­на­зи­че­ском зале спи­сок из 34‑х вос­пи­тан­ни­ков выс­ше­го клас­са, пере­ве­дён­ных в откры­ва­ю­щий­ся Импе­ра­тор­ский Казан­ский уни­вер­си­тет; сре­ди них:

1807
1808

По пред­ло­же­нию И. Ф. Яков­ки­на окон­чив­шие в этом году курс гим­на­зии не были авто­ма­ти­че­ски пере­ве­де­ны в сту­ден­ты казан­ско­го уни­вер­си­те­та, но остав­ле­ны для луч­ше­го при­го­тов­ле­ния к зва­нию сту­ден­та.

1809
1810
1811
1816
1817
1821
1823
1824
1825
1827
1830
1831
1833
1834
1836
1837
1841
1842
1844
1848
1849
1852
1863
1876
1879
1882
1887
1891
1896
1906
1913

Сре­ди выпуск­ни­ков гим­на­зии было мно­го извест­ных учё­ных и дея­те­лей куль­ту­ры:

Л. Ф. Нико­лаи, Е. С. Котов­щи­ков, А. Х. Хри­сто­фо­ров, Д. А. Кле­менц (1866), А. М. Нау­мов, С. В. Лож­кин, Е. А. Боло­тов, Л. В. Кар­та­шёв, П. И. Тара­сов-Роди­о­нов, В. Н. Казин, М. К. Кор­бутП. М. Журав­лёв.

Атте­ста­ты зре­ло­сти в 1‑й Казан­ской гим­на­зии после успеш­ной сда­чи экза­ме­нов полу­чи­ли:

В гим­на­зии так­же учи­лись:

И. И. Зедер­штедт и И. И. Шиш­кин, Н. Е. Федо­се­ев.

Здание гимназии

Пер­во­на­чаль­но гим­на­зия рас­по­ла­га­лась в доме «лейб-гвар­дии Измай­лов­ско­го пол­ка адъ­ютан­та кня­зя Васи­лия Голи­ци­на»[14], с 1762 — на Гру­зин­ской ули­це (ныне — ули­ца Кар­ла Марк­са). В 1774 году, во вре­мя захва­та Каза­ни Пуга­чё­вым, зда­ния были уни­что­же­ны пожа­ром. С 1775 по 1788 годы она нахо­ди­лась в соб­ствен­ном зда­нии на Покров­ской ули­це. В 1789 году раз­ме­сти­лась в доме, куп­лен­ном у кня­зя Тени­ше­ва. Здесь же с 1804 нахо­дил­ся и уни­вер­си­тет, а гим­на­зия в 1807 была пере­ве­де­на в дом, куп­лен­ный у Х. Л. Моло­ство­ва, где рас­по­ла­га­лась до закры­тия. Двух­этаж­ный жилой дом по зака­зу поме­щи­ка Моло­ство­ва по про­ек­ту архи­тек­то­ра Ф. Е. Еме­лья­но­ва был выстро­ен в 1789 году. Под учеб­ное заве­де­ние оно в 1811 году было рекон­стру­и­ро­ва­но по про­ек­ту архи­тек­то­ров В. А. Смир­но­ва и Я. М. Шел­ков­ни­ко­ва. Левым кры­лом ново­го зда­ния гим­на­зии стал быв­ший жилой дом, его соеди­ни­ли пор­ти­ком из шести колонн с новым кры­лом и тре­тьим эта­жом с купо­лом.

См. также

Примечания

  1. Импе­ра­тор­ский Мос­ков­ский уни­вер­си­тет, 2010, с. 287.
  2. Поз­же здесь пре­по­да­вал­ся китай­ский язык — мона­хом Дани­и­лом.
  3. Фак­ти­че­ски, гим­на­зи­ей управ­лял И. Ф. Яков­кин, поз­же став­ший дирек­то­ром гим­на­зии.
  4. См. Акса­ков С. Т. Гим­на­зия / Вос­по­ми­на­ния.
  5. Лето­пись собы­тий: Каза­ни — 1000 лет. Дата обра­ще­ния: 18 октяб­ря 2012. Архи­ви­ро­ва­но 23 октяб­ря 2012 года.
  6. Цеп­лин // Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гау­за и Ефро­на : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. 1 2 Казан­ская гим­на­зия нака­нуне осно­ва­ния Казан­ско­го уни­вер­си­те­та (1804—1805 гг.)
  8. Обра­зо­ва­ние, нау­ка и куль­ту­ра. Моя Казань — инфор­ма­ци­он­но-раз­вле­ка­тель­ный пор­тал горо­да. Дата обра­ще­ния: 3 авгу­ста 2019. Архи­ви­ро­ва­но 29 нояб­ря 2020 года.
  9. Указ Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сена­та от 21 июля 1758 года об учре­жде­нии гим­на­зии в горо­де Каза­ни // Пол­ное собра­ние зако­нов Рос­сий­ской импе­рии. — Т. 15. — С. 242.
  10. Такая осо­бен­ность 1‑й казан­ской гим­на­зии по пре­по­да­ва­нию в ней восточ­ных язы­ков пре­кра­ти­лась после пере­во­да в 1854 году восточ­но­го факуль­те­та из Казан­ско­го уни­вер­си­те­та в Импе­ра­тор­ский Санкт-Петер­бург­ский уни­вер­си­тет (с пере­да­чей всех восточ­ных мате­ри­а­лов, изыс­ка­ний, а так­же книг, руко­пи­сей, ману­скрип­тов). Одна­ко, учи­ты­вая мест­ные усло­вия, в гим­на­зии был остав­лен пре­по­да­ва­тель татар­ско­го язы­ка для обу­че­ния это­му пред­ме­ту 4 уче­ни­ков.
  11. Био­гра­фия Н. М. Гал­ки­на-Врас­ко­го. Дата обра­ще­ния: 1 октяб­ря 2013. Архи­ви­ро­ва­но из ори­ги­на­ла 4 октяб­ря 2013 года.
  12. Алек­сей Васи­лье­вич Ляпу­нов — надвор­ный совет­ник, худож­ник-кал­ли­граф, учи­тель рисо­ва­ния. Родил­ся в Сло­бод­ском, Вят­ской губер­нии; вос­пи­ты­вал­ся сна­ча­ла в част­ном заве­де­нии, потом в Вят­ской гим­на­зии. В 1841 году назна­чен ещё и над­зи­ра­те­лем за уче­ни­ка­ми 2‑й казан­ской гим­на­зии и учи­те­лем чисто­пи­са­ния в открыв­шем­ся Казан­ском Роди­о­нов­ском инсти­ту­те бла­го­род­ных девиц. Его худо­же­ствен­ные рабо­ты высо­ко оце­ни­ва­лись Ф. И. Иор­да­ном; мно­гие из них нахо­ди­лись во двор­цах импе­ра­тор­ской фами­лии. Умер 20 фев­ра­ля 1884 года, на 68 году жиз­ни.
  13. Исто­рия Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. — М., 1855. — С. 58
  14. Рафи­ко­ва Г. Пер­вой Казан­ской муж­ской гим­на­зии — 240 лет Архив­ная копия от 23 сен­тяб­ря 2015 на Wayback Machine

Литература

Ссылки


[btn-action]
[wp-post-stars]

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *