101‑й батальон шуцманшафта

Доб­ро­воль­че­ский бата­льон Мура­вьё­ва
нем. Freiwillige-Einsatz-Bataillon «Murawjew»
Стра­на  Нацист­ская Гер­ма­ния
Вхо­дит в шуц­ман­шафт
Тип вспо­мо­га­тель­ная поли­ция
Вой­ны Вто­рая миро­вая вой­на
Пред­ше­ствен­ник 23 Schutzmannschafts-Bataillon der SD

Батальо́н Мура­вьё­ва — с фев­ра­ля 1942 года — 101‑й шуц­ман­шафт бата­льон (101‑й бата­льон вспо­мо­га­тель­ной поли­ции нем. 101 Batalion Schutzmannschaft / SchutzmannschaftsBtl. 101, укр. 101‑й батальй­он шуц­ман­шаф­ту), с июня-июля 1944 года пре­об­ра­зо­ван в 23‑й шуц­ман­шафт-бата­льон СД (нем. 23 Schutzmannschafts-Bataillon der SD), с 12 сен­тяб­ря 1944 года — доб­ро­воль­че­ский бата­льон Мура­вьё­ва (нем. Freiwillige-Einsatz-Bataillon «Murawjew»)[1] — доб­ро­воль­че­ское соеди­не­ние в соста­ве войск СС, состо­я­щее в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве из быв­ших сол­дат и млад­ше­го команд­но­го соста­ва РККА рус­ской и бело­рус­ской наци­о­наль­но­сти и при­ни­мав­шее уча­стие в бое­вых дей­стви­ях на сто­роне гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии в пери­од Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны.

История формирований

101‑й шуцманшафт батальон

Сме­шан­ное рус­ско-укра­ин­ско-бело­рус­ское под­раз­де­ле­ние, сфор­ми­ро­ван­ное в фев­ра­ле 1942 года в Ста­ро­кон­стан­ти­но­ве.

Состо­ял из быв­ших сол­дат РККА. Во гла­ве бата­льо­на сто­ял быв­ший май­ор Крас­ной Армии Вяче­слав[1] (Рости­слав?) А. Мура­вьёв. Осу­ществ­лял охра­ну линий свя­зи на тер­ри­то­рии окку­пи­ро­ван­ной совет­ской Укра­и­ны, в рай­оне Ста­ро­кон­стан­ти­но­ва. В июле 1943 года был пере­ве­дён в окку­пи­ро­ван­ную Бело­рус­сию, где сра­жал­ся с пар­ти­за­на­ми. В мар­те 1944 года был выве­ден из струк­тур поли­ции, а в июне-июле того же года был пре­об­ра­зо­ван в 23‑й шуц­ман­шафт (рус­ско-укра­ин­ский) бата­льон СД, коман­ди­ром кото­ро­го остал­ся Мура­вьёв.

23‑й шуцманшафт (русско-украинский) батальон СД

23‑й шуц­ман­шафт бата­льон СД (нем. 23 Schutzmannschafts-Bataillon der SD) участ­во­вал в анти­пар­ти­зан­ских бое­вых дей­стви­ях в окку­пи­ро­ван­ной Бело­рус­сии в соста­ве зон­дер-пол­ка СС Дир­ле­ван­ге­ра. В июле он был пере­ве­дён в окку­пи­ро­ван­ную Фран­цию, где он вое­вал про­тив мест­ных пар­ти­зан. В авгу­сте неко­то­рые сол­да­ты пере­шли на сто­ро­ну фран­цу­зов. 12 сен­тяб­ря 1944 бата­льон вошёл в состав 30‑й гре­на­дер­ской диви­зия СС 1‑го фор­ми­ро­ва­ния во вре­мя её фор­ми­ро­ва­ния на осно­ве доб­ро­воль­цев из шуц­ман­шафт бри­га­ды «Зиглинг» под коман­до­ва­ни­ем обер­штурм­бан­фю­ре­ра Ган­са Зиглин­га.

Добровольческий батальон Муравьёва

К это­му момен­ту 30‑я гре­на­дер­ская диви­зия СС 1‑го фор­ми­ро­ва­ния под­верг­лась мяте­жу и мас­со­во­му дезер­тир­ству (в резуль­та­те кото­ро­го пол­но­стью дезер­ти­ро­ва­ли 2 бата­льо­на), чем были вызва­ны чист­ки лич­но­го соста­ва и изме­не­ния в струк­ту­ре диви­зии. 12 сен­тяб­ря 1944 г. состо­я­лась реор­га­ни­за­ция диви­зии, в резуль­та­те кото­рой был сфор­ми­ро­ван Доб­ро­воль­че­ский бата­льон Мура­вьё­ва (нем. Freiwillige-Einsatz-Bataillon «Murawjew»)[1].

В соста­ве груп­пи­ров­ки СС «Südwest» бата­льон дей­ство­вал в мас­си­ве Вер­кор. В нояб­ре бата­льон был ото­зван в рейх и в янва­ре 1945 года вклю­чён в состав 77 гре­на­дер­ско­го пол­ка СС вновь обра­зо­ван­ной 30‑й гре­на­дёр­ской диви­зии СС 2‑го фор­ми­ро­ва­ния.

Зна­чи­тель­ный про­цент лич­но­го соста­ва пред­став­ля­ли выход­цы из Бело­рус­сии. Несмот­ря на это, офи­ци­аль­ным язы­ком для доку­мен­та­ции был выбран рус­ский. Мораль­ный дух под­раз­де­ле­ния был невы­со­ким. Пьян­ство и дебо­ши при­шлось запре­щать отдель­ным при­ка­зом.[1]

Поз­же всех бело­ру­сов, слу­жа­щих в этом соеди­не­нии, отпра­ви­ли на фор­ми­ро­ва­ние 1‑й диви­зии Рус­ской осво­бо­ди­тель­ной армии.

См. также

Примечания

Литература

  • С. И. Дро­бяз­ко, Под зна­ме­на­ми вра­га. Анти­со­вет­ские фор­ми­ро­ва­ния в соста­ве гер­ман­ских воору­жен­ных сил. 1941—1945, М., 2005


[btn-action]
[wp-post-stars]

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *