1‑й чехословацкий отдельный пехотный батальон

1‑й чехо­сло­вац­кий отдель­ный пехот­ный бата­льон
чеш. 1. československý samostatný polní prapor
Годы суще­ство­ва­ния 12 фев­ра­ля 194210 мая 1943
Стра­на  СССР
 Чехо­сло­ва­кия
Вхо­дит в 3 ТА, Воро­неж­ский фронт, позд­нее Чехо­сло­вац­кий армей­ский кор­пус ВС СССР
Тип пехот­ный бата­льон
Чис­лен­ность 974 чело­ве­ка
Дис­ло­ка­ция Бузу­лук
Девиз «Pravda vítězí» (с чеш. — «Исти­на тор­же­ству­ет»)
Уча­стие в
Коман­ди­ры
Извест­ные коман­ди­ры

Чеш­ские воен­но­слу­жа­щие пол­ков­ник Людвик Сво­бо­да (спра­ва) и капи­тан Богу­мир Лом­ский, Союз ССР, 1941 год.

1‑й чехо­сло­вац­кий отдель­ный пехот­ный бата­льон (чеш. 1. československý samostatný polní prapor) — воин­ская часть из чехо­сло­вац­ких офи­це­ров и сол­дат, создан­ная в СССР в пери­од Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны.

Бата­льон вхо­дил в состав воин­ских частей эми­грант­ско­го пра­ви­тель­ства Чехо­сло­ва­кии нахо­див­ше­го­ся в Лон­доне; в опе­ра­тив­ном отно­ше­нии под­чи­нял­ся совет­ско­му коман­до­ва­нию. 1‑й отдель­ный пехот­ный бата­льон стал осно­вой чехо­сло­вац­ких частей и соеди­не­ний, создан­ных в даль­ней­шем на тер­ри­то­рии Сою­за ССР, а позд­нее эти соеди­не­ния ста­ли осно­вой Воору­жён­ных сил ЧССР.

История

Формирование

3 июля 1941 года пра­ви­тель­ство СССР при­ня­ло реше­ние раз­ре­шить фор­ми­ро­ва­ние на тер­ри­то­рии СССР наци­о­наль­ных коми­те­тов и наци­о­наль­ных воин­ских частей из чехов, сло­ва­ков, юго­сла­вов и поля­ков, а так­же ока­зы­вать помощь в деле воору­же­ния и обмун­ди­ро­ва­ния этих наци­о­наль­ных частей[1].

27 сен­тяб­ря 1941 года меж­ду СССР и пра­ви­тель­ством Чехо­сло­ва­кии был под­пи­сан воен­ный дого­вор, в соот­вет­ствии с кото­рым нача­лось фор­ми­ро­ва­ние воин­ской части из чехов и сло­ва­ков, раз­лич­ны­ми путя­ми ока­зав­ших­ся на тер­ри­то­рии Совет­ско­го Сою­за. Осно­ву части соста­ви­ли нахо­див­ши­е­ся в СССР воен­но­слу­жа­щие чехо­сло­вац­кой армии, бежав­шие в Поль­шу после окку­па­ции Чехо­сло­ва­кии Гер­ма­ни­ей, всту­пив­шие в обра­зо­ван­ный там Чехо­сло­вац­кий леги­он и интер­ни­ро­ван­ные после заня­тия восточ­ных рай­о­нов Поль­ши Крас­ной Арми­ей.

12 декаб­ря под раз­ме­ще­ние буду­ще­го бата­льо­на были пере­да­ны спе­ци­аль­но осво­бож­дён­ные казар­мы в горо­де Бузу­лук[2].

3 янва­ря 1942 года Госу­дар­ствен­ный коми­тет обо­ро­ны при­нял поста­нов­ле­ние «О Чехо­сло­вац­кой бри­га­де на тер­ри­то­рии Сою­за ССР», кото­рым преду­смат­ри­ва­лось созда­ние пер­вых фор­ми­ро­ва­ний буду­щей бри­га­ды: мото­ри­зо­ван­но­го бата­льо­на (окон­ча­тель­но же бата­льон стал не мото­ри­зо­ван­ным, а сугу­бо пехот­ным) и запас­ной роты. В соот­вет­ствии с этим поста­нов­ле­ни­ем под­ле­жа­ли осво­бож­де­нию граж­дане Чехо­сло­ва­кии, нахо­див­ши­е­ся к тому вре­ме­ни в заклю­че­нии в каче­стве интер­ни­ро­ван­ных, воен­но­плен­ных или на дру­гих осно­ва­ни­ях; раз­ре­ша­лось доб­ро­воль­ное вступ­ле­ние в чехо­сло­вац­кую часть совет­ских граж­дан чеш­ской и сло­вац­кой наци­о­наль­но­стей.

Внеш­ние изоб­ра­же­ния
Поста­нов­ле­ние ГКО (№ГКО-1096сс) “О Чехо­сло­вац­кой бри­га­де на тер­ри­то­рии Сою­за ССР”[3]
с. 1
с. 2

Фор­ми­ро­ва­ние отдель­но­го бата­льо­на было нача­то 5 янва­ря 1942 года в Бузу­лу­ке, куда были пере­бро­ше­ны 93 чехо­сло­вац­ких воен­но­слу­жа­щих, оста­вав­ших­ся к это­му вре­ме­ни в СССР[4] (в 1940–41 гг. бо́льшая часть интер­ни­ро­ван­но­го Чехо­сло­вац­ко­го леги­о­на была пере­прав­ле­на на Запад­ный театр воен­ных дей­ствий и на Ближ­ний Восток[5]).

Пер­вым коман­ди­ром отдель­но­го бата­льо­на стал под­пол­ков­ник (поз­же пол­ков­ник) Людвик Сво­бо­да[6]. Лич­ный состав был обмун­ди­ро­ван в бри­тан­скую уни­фор­му (кото­рая ранее постав­ля­лась для поль­ских частей армии Вла­ди­сла­ва Андер­са[6]) со зна­ка­ми раз­ли­чия армии дово­ен­ной Чехо­сло­ва­кии. Бое­вые при­ё­мы сол­да­ты пер­во­на­чаль­но отра­ба­ты­ва­ли на дере­вян­ных маке­тах ору­жия.

22 янва­ря 1942 года для финан­си­ро­ва­ния рас­хо­дов, свя­зан­ных с фор­ми­ро­ва­ни­ем чехо­сло­вац­кой воин­ской части, пра­ви­тель­ство СССР предо­ста­ви­ло Чехо­сло­ва­кии бес­про­цент­ный заем в раз­ме­ре 5 000 000 руб­лей[7].

В июле 1942 года фор­ми­ро­ва­ние отдель­но­го бата­льо­на было завер­ше­но. 28 авгу­ста Л. Сво­бо­да обра­тил­ся с пись­мом к И. В. Ста­ли­ну с прось­бой напра­вить бата­льон на фронт[8].

Осе­нью 1942 года отдель­ный бата­льон полу­чил бое­вое ору­жие: 553 СВТ[9], 192 кара­би­на, 10 снай­пер­ских вин­то­вок, 47 писто­ле­тов-пуле­мё­тов ППШ, писто­ле­ты ТТ и револь­ве­ры «наган», а так­же 40 руч­ных пуле­мё­тов ДП-27, 12 стан­ко­вых пуле­мё­тов Мак­си­ма, про­ти­во­тан­ко­вые ружья ПТРС, 18 мино­мё­тов и два 45-мм ору­дия[10]. Основ­ная часть воору­же­ния посту­пи­ла 21 октяб­ря; про­ти­во­тан­ко­вые ору­дия, бата­льон­ные и рот­ные мино­мё­ты были постав­ле­ны 15 нояб­ря[11].

28 октяб­ря 1942 года чехо­сло­вац­кий бата­льон при­нял при­ся­гу[12].

Внеш­ние изоб­ра­же­ния
Поста­нов­ле­ние ГКО (№ГОКО-2528сс) “Об уком­плек­то­ва­нии фор­ми­ру­е­мых на тер­ри­то­рии СССР чехо­сло­вац­ких частей кар­па­то-рус­са­ми, укра­ин­ца­ми и сло­ва­ка­ми, состо­яв­ши­ми до рас­чле­не­ния Чехо­сло­ва­кии в чехо­сло­вац­ком граж­дан­стве”[3]
с. 1
с. 2

19 нояб­ря 1942 года была объ­яв­ле­на амни­стия для быв­ших граж­дан Чехо­сло­ва­кии — жите­лей Закар­па­тья, кото­рые неле­галь­но бежа­ли в СССР после при­со­еди­не­ния Закар­па­тья к Вен­грии и были осуж­де­ны за нару­ше­ние гра­ни­цы. Эти лица частич­но так­же всту­пи­ли в 1‑й отдель­ный пехот­ный бата­льон (основ­ная их часть была направ­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние начав­ше­го созда­вать­ся в Бузу­лу­ке чехо­сло­вац­ко­го запас­но­го пол­ка).

В нача­ле 1943 года воен­но­слу­жа­щие бата­льо­на нача­ли сбор денеж­ных средств на построй­ку тан­ков для Крас­ной Армии, в резуль­та­те к 11 фев­ра­ля 1943 года ими были собра­ны 100 тысяч руб­лей. На эти день­ги были постро­е­ны два тан­ка («Лиди­це» и «Лежа­ки»), назван­ные по име­нам дере­вень в Чехо­сло­ва­кии, уни­что­жен­ных гит­ле­ров­ски­ми окку­пан­та­ми[13].

На 30 янва­ря 1943 года чис­лен­ность отдель­но­го бата­льо­на состав­ля­ла 974 чело­ве­ка лич­но­го соста­ва, в том чис­ле 26 офи­це­ров, 10 рот­мист­ров, 244 унтер-офи­це­ра и 694 рядо­вых[6]. Поми­мо чехов и сло­ва­ков, в чис­ле воен­но­слу­жа­щих были шесть руси­нов и евре­ев.

По чис­лен­но­сти лич­но­го соста­ва бата­льон состав­лял при­мер­но 23 дово­ен­но­го чехо­сло­вац­ко­го пол­ка, а по силе зал­па пре­вос­хо­дил его.

27 янва­ря 1943 года бата­льо­ну было вру­че­но бое­вое зна­мя.

Участие в боевых действиях

30 янва­ря 1943 года нача­лась отправ­ка бата­льо­на на фронт[14].19 фев­ра­ля он при­был по желез­ной доро­ге в Валуй­ки и далее высту­пил пешим мар­шем. Пер­во­на­чаль­но пунк­том назна­че­ния был Бел­го­род; отту­да бата­льон был направ­лен в Харь­ков[15], куда при­был 1 мар­та.

3 мар­та по при­ка­зу заме­сти­те­ля коман­ду­ю­ще­го Воро­неж­ским фрон­том гене­рал-лей­те­нан­та Д. Т. Коз­ло­ва бата­льон занял обо­ро­ну по лево­му бере­гу реки Мжа, на рубе­же Тим­чен­ки — Мир­го­ро­ды — Артю­хов­ка[16] (шири­на фрон­та состав­ля­ла 15 км). В систе­му обо­ро­ны было так­же вклю­че­но лежа­щее на пра­вом бере­гу реки село Соко­ло­во. Поз­же уча­сток был сокра­щён до 10 км по фрон­ту (Мир­го­ро­ды — Соко­ло­во — Артю­хов­ка)[15].

Пер­во­на­чаль­но (с 3 мар­та) бата­льон нахо­дил­ся в опе­ра­тив­ном под­чи­не­нии 25 гвар­дей­ской стрел­ко­вой диви­зии 3 тан­ко­вой армии. 7 мар­та в свя­зи с пере­да­чей диви­зии сосед­не­му Юго-Запад­но­му фрон­ту (с остав­ле­ни­ем её на преж­них пози­ци­ях) бата­льон был пере­под­чи­нён 62 гвар­дей­ской стрел­ко­вой диви­зии той же армии.

8 мар­та бата­льон всту­пил в бой. Око­ло 13 часов Соко­ло­во, заня­тое уси­лен­ной 1‑й пехот­ной ротой, было ата­ко­ва­но при­мер­но 60 немец­ки­ми тан­ка­ми и бата­льо­ном мото­пе­хо­ты. Пер­во­на­чаль­но нем­цы заня­ли севе­ро-запад­ную окра­и­ну села, поз­же — юго-восточ­ную. Бой про­дол­жил­ся в окру­же­нии и длил­ся в основ­ном до 18 часов, в отдель­ных оча­гах сопро­тив­ле­ния — до полу­но­чи. Под­раз­де­ле­ния, обо­ро­няв­шие Соко­ло­во, понес­ли зна­чи­тель­ные поте­ри; сре­ди погиб­ших был и коман­дир 1‑й роты над­по­ру­чик О. Ярош. Село было остав­ле­но, одна­ко про­рыв обо­ро­ны на зани­ма­е­мом Чехо­сло­вац­ким бата­льо­ном участ­ке допу­щен не был (Мжу нем­цы не фор­си­ро­ва­ли). В ходе боя нем­цы поте­ря­ли 19 тан­ков, от 4 до 6 бро­не­транс­пор­тё­ров и до 400 чело­век уби­ты­ми и ране­ны­ми[15][17].

9 мар­та под­раз­де­ле­ния бата­льо­на сов­мест­но с частя­ми 25 гвар­дей­ской стрел­ко­вой диви­зии 6 армии при­ня­ли уча­стие в ата­ке на Соко­ло­во с целью отвлечь вни­ма­ние про­тив­ни­ка от направ­ле­ния наме­ча­е­мо­го контр­уда­ра. Ата­ко­вав­шие Соко­ло­во под­раз­де­ле­ния заня­ли окра­и­ны села, но были оста­нов­ле­ны немец­ки­ми тан­ка­ми и поз­же по при­ка­зу коман­до­ва­ния армии отсту­пи­ли. В ходе боя были под­би­ты 3 немец­ких тан­ка[15].

В ночь на 10 мар­та свя­зи­ста­ми Чехо­сло­вац­ко­го бата­льо­на был пере­хва­чен радио­при­каз частям про­тив­ни­ка сосре­до­то­чить­ся на восточ­ной окра­ине Соко­ло­во. В 5 ч 58 мин дан­ный рай­он был накрыт огнём при­дан­но­го бата­льо­ну диви­зи­о­на реак­тив­ной артил­ле­рии[15].

Пози­ции на Мже бата­льон удер­жи­вал до 13 мар­та.

13 мар­та от коман­ди­ра 62‑й гвар­дей­ской стрел­ко­вой диви­зии был полу­чен при­каз бата­льо­ну оста­вить зани­ма­е­мые пози­ции и сле­до­вать через Рогань на Вол­чанск. В пути сле­до­ва­ния марш­рут был изме­нён на Лизо­гу­бов­ка — Тер­но­вая — Чугу­ев, посколь­ку Рогань была заня­та нем­ца­ми. В рай­оне Лизо­гу­бов­ки — Тер­но­вой колон­на бата­льо­на была ата­ко­ва­на немец­ки­ми тан­ка­ми, в резуль­та­те чего марш­рут был сно­ва изме­нён[15]. К 15 мар­та бата­льон у села Мохнач пере­сёк Север­ский Донец и вышел из воз­ни­кав­ше­го в рай­оне Харь­ко­ва коль­ца окру­же­ния.

За вре­мя боёв 7–13 мар­та бата­льон по доне­се­нию пол­ков­ни­ка Л. Сво­бо­ды коман­ду­ю­ще­му вой­ска­ми Воро­неж­ско­го фрон­та, поте­рял уби­ты­ми — 153 чело­ве­ка, ране­ны­ми — 92, про­пав­ши­ми без вести — 122, боль­ны­ми — 33. Были поте­ря­ны два про­ти­во­тан­ко­вых ору­дия, 11 про­ти­во­тан­ко­вых ружей, 9 стан­ко­вых пуле­мё­тов, 22 руч­ных пуле­мё­та, 9 82-мм мино­мё­тов, два 50-мм мино­мё­та[18]. В лите­ра­ту­ре ино­гда встре­ча­ют­ся и зани­жен­ные дан­ные о поте­рях бата­льо­на в этих боях — уби­ты­ми 112 чело­век, ране­ны­ми 106[6], впро­чем веро­ят­но, что это дан­ные толь­ко за пери­од двух­днев­но­го обо­ро­ни­тель­но­го боя за Соко­ло­во 7 и 8 мар­та.

В даль­ней­шем бата­льон нахо­дил­ся в резер­ве Воро­неж­ско­го фрон­та. 31 мар­та он был раз­ме­щён в селе Весё­лое, где оста­вал­ся до 4 мая, после чего высту­пил в Новый Оскол. К 9 мая бата­льон был по желез­ной доро­ге пере­бро­шен из Ново­го Оско­ла в Ново­хо­пёрск, где обра­щён на фор­ми­ро­ва­ние 1‑й Чехо­сло­вац­кой отдель­ной пехот­ной бри­га­ды.

После боёв у Соко­ло­во 87 воен­но­слу­жа­щих бата­льо­на были награж­де­ны совет­ски­ми орде­на­ми и меда­ля­ми (орден Лени­на — 2, орден Крас­но­го Зна­ме­ни — 15, орде­на­ми Оте­че­ствен­ной вой­ны I и II сте­пе­ни — 21, орде­ном Крас­ной Звез­ды — 22, меда­ля­ми «За отва­гу» и «За бое­вые заслу­ги» — 26)[19] , 87 — Чехо­сло­вац­ким воен­ным кре­стом, 72 — чехо­сло­вац­кой меда­лью «За храб­рость перед вра­гом»[20]. Над­по­ру­чи­ку Ота­ка­ру Яро­шу было посмерт­но при­сво­е­но зва­ние Героя Совет­ско­го Сою­за.

В рядах бата­льо­на в сра­же­нии за Соко­ло­во участ­во­ва­ли буду­щие Герои Совет­ско­го Сою­за Иосиф Бур­шик, Анто­нин Сохор, Рихард Тесар­жик и Сте­пан Вай­да.

Организационная структура

За вре­мя суще­ство­ва­ния отдель­но­го бата­льо­на его штат несколь­ко раз под­вер­гал­ся изме­не­ни­ям (в част­но­сти, 16 нояб­ря 1942 года была сфор­ми­ро­ва­на мино­мёт­ная рота], рота про­ти­во­тан­ко­вых ружей допол­не­на взво­дом ПТО и пере­име­но­ва­на в про­ти­во­тан­ко­вую роту, вве­де­ны мино­мёт­ные взво­ды в пехот­ных ротах[21]).

К 8 мар­та 1943 года отдель­ный бата­льон имел сле­ду­ю­щую орга­ни­за­цию[22]:

  • штаб;
  • 1‑я пехот­ная рота (коман­дир — над­по­ру­чик Ота­кар Ярош);
  • 2‑я пехот­ная рота (коман­дир — над­по­ру­чик Ян Куд­лич);
  • 3‑я пехот­ная рота (коман­дир — над­по­ру­чик Вла­ди­мир Янко);
  • пуле­мёт­ная рота (коман­дир — над­по­ру­чик Яро­слав Лом);
  • мино­мёт­ная рота (коман­дир — над­по­ру­чик Вац­лав Дрнек);
  • про­ти­во­тан­ко­вая рота (коман­дир — над­по­ру­чик Фран­ти­шек Сед­ла­чек);
  • вспо­мо­га­тель­ная рота (коман­дир роты, он же заме­сти­тель началь­ни­ка шта­ба бата­льо­на — над­по­ру­чик Яро­слав Згор), в том чис­ле:
    • взвод управ­ле­ния (коман­дир — рот­мистр Карел Фан­та);
    • сани­тар­ный взвод (коман­дир — под­по­ру­чик Армин Широ­кий);
    • хозяй­ствен­ный взвод (коман­дир — рот­мистр Фран­ти­шек Пале­ник);
    • отряд поле­вых жан­дар­мов (коман­дир — рот­мистр Михал Шти­ма);
  • взвод авто­мат­чи­ков (коман­дир — под­по­ру­чик Анто­нин Сохор);
  • сапёр­ный взвод (коман­дир — рот­мистр Карел Новот­ный);
  • взвод свя­зи (коман­дир — над­по­ру­чик Миро­слав Шмол­дас).

Коман­ди­ром отдель­но­го бата­льо­на (В.ч.) был пол­ков­ник Людвик Сво­бо­да, заме­сти­те­лем коман­ди­ра — капи­тан Богу­мир Лом­ский, началь­ни­ком шта­ба — над­по­ру­чик Ота­кар Рытирж.

Основ­ным воору­же­ни­ем пехот­ных рот явля­лись вин­тов­ки СВТ; так­же каж­дая пехот­ная рота име­ла 12 пуле­мё­тов ДП и 3 50-мм мино­мё­та[23]. Пуле­мёт­ная рота име­ла 12 пуле­мё­тов «Мак­сим»[24], мино­мёт­ная — 9 82-мм мино­мё­тов обр. 1941 г.[25], про­ти­во­тан­ко­вая — два 45-мм про­ти­во­тан­ко­вых ору­дия М‑42 и 16 ПТРС[26]. Взвод авто­мат­чи­ков был воору­жён авто­ма­та­ми (писто­лет-пуле­мё­та­ми) ППШ и пуле­мё­та­ми ДП[27].

Отличившиеся воины

См. также

Примечания

  1. Теле­грам­ма Народ­но­го комис­са­ри­а­та ино­стран­ных дел СССР послу СССР в Вели­ко­бри­та­нии 3 июля 1941 г. // Совет­ско-англий­ские отно­ше­ния во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, 1941—1945: доку­мен­ты и мате­ри­а­лы. в 2‑х тт. Том 1. 1941—1943 / Мини­стер­ство ино­стран­ных дел СССР. — Поли­т­из­дат, 1983. стр. 63
  2. К исто­рии зарож­де­ния совет­ско-чехо­сло­вац­ко­го бое­во­го содру­же­ства. // Воен­но-исто­ри­че­ский жур­нал. — 1977. — № 3. — С.68–70
  3. 1 2 Поста­нов­ле­ния ГКО в 1942 г.. Дата обра­ще­ния: 13 июля 2014. Архи­ви­ро­ва­но из ори­ги­на­ла 30 нояб­ря 2010 года.
  4. Они сра­жа­лись с фашиз­мом / сб., сост. В. Р. Томин. М., Поли­т­из­дат, 1988. стр. 8
  5. Чеш­ский и сло­вац­кий леги­он (1939–1942). Дата обра­ще­ния: 13 июля 2014. Архи­ви­ро­ва­но из ори­ги­на­ла 15 мая 2014 года.
  6. 1 2 3 4 1‑й чехо­сло­вац­кий отдель­ный пехот­ный бата­льон (1942—1943). Дата обра­ще­ния: 14 мая 2014. Архи­ви­ро­ва­но из ори­ги­на­ла 14 мая 2014 года.
  7. И. И. Поп. Чехо­сло­ва­кия — Совет­ский Союз, 1941—1947 гг. М., «Нау­ка», 1990. стр. 35
  8. Они сра­жа­лись с фашиз­мом / сб., сост. В. Р. Томин. М., Поли­т­из­дат, 1988. стр. 10
  9. Армии стран Вар­шав­ско­го дого­во­ра. (спра­воч­ник) / А. Д. Вер­биц­кий и др. М., Вое­н­из­дат, 1985. стр. 173
  10. Ерма­ков В. Ф. Из исто­рии совет­ско-чехо­сло­вац­ко­го бое­во­го содру­же­ства//Во­ен­но-исто­ри­че­ский жур­нал, 1988, № 3. — Стр. 11–16.
  11. Fidler, J. Sokolovo 1943: malý encyklopedický slovník. — Praha: Naše vojsko, 2004. — S. 107. — ISBN 80–206-0716–1
  12. Там же. — S. 108. — ISBN 80–206-0716–1
  13. Они сра­жа­лись с фашиз­мом / сб., сост. В. Р. Томин. М., Поли­т­из­дат, 1988. стр. 11
  14. Fidler, J. Sokolovo 1943: malý encyklopedický slovník. — Praha: Naše vojsko, 2004. — S. 108. — ISBN 80–206-0716–1
  15. 1 2 3 4 5 6 К исто­рии зарож­де­ния совет­ско-чехо­сло­вац­ко­го бое­во­го содру­же­ства // Воен­но-исто­ри­че­ский жур­нал. — 1977. — № 3. (при­ве­дён текст бое­во­го доне­се­ния Л. Сво­бо­ды коман­ду­ю­ще­му Воро­неж­ским фрон­том от 20 мар­та 1943 г.)
  16. Пом­ним Тара­нов­ку и Соко­ло­во: Вос­по­ми­на­ния и доку­мен­ты. — Харь­ков: Пра­пор, 1986. — С. 69.
  17. Пом­ним Тара­нов­ку и Соко­ло­во: Вос­по­ми­на­ния и доку­мен­ты. — Харь­ков: Пра­пор, 1986. — С. 70.
  18. Доку­мент опуб­ли­ко­ван: Воен­но-исто­ри­че­ский жур­нал. — 1977. — № 3. — С.69–70.
  19. 3‑я гвар­дей­ская тан­ко­вая: Бое­вой путь 3‑й гвар­дей­ской тан­ко­вой армии. — М.:Воениздат,1982,С.57.
  20. Сра­же­ние у Соко­ло­во. Дата обра­ще­ния: 17 июля 2014. Архи­ви­ро­ва­но из ори­ги­на­ла 15 мая 2014 года.
  21. Fidler, J. Sokolovo 1943: malý encyklopedický slovník. — Praha: Naše vojsko, 2004. — S. 108. — ISBN 80–206-0716–1. В дан­ном источ­ни­ке мино­мёт­ные под­раз­де­ле­ния в пехот­ных ротах назва­ны отде­ле­ни­я­ми (družstvo); веро­ят­но, это ошиб­ка. Дру­гие источ­ни­ки назы­ва­ют эти же под­раз­де­ле­ния взво­да­ми (četa). По соста­ву воору­же­ния (три 50-мм мино­мё­та) это имен­но взво­ды.
  22. Там же. — S. 113—116.
  23. Там же. — S. 32, 67–68, 87.
  24. Там же. — S. 52.
  25. Там же. — S. 59.
  26. Там же. — S. 66.
  27. Там же. — S. 31, 83.

Литература

  • С. И. Гра­чёв, Ф. П. Пет­ров. Пле­чом к пле­чу. О бое­вом това­ри­ще­стве совет­ских и чехо­сло­вац­ких вои­нов. М., Вое­н­из­дат, 1958.
  • Л. Сво­бо­да. От Бузу­лу­ка до Пра­ги. М., Вое­н­из­дат, 1963
  • Fidler J. Sokolovo 1943: malý encyklopedický slovník. — Praha: Naše Vojsko, 2004. — 119 с. — ISBN 80–206-0716–1.
  • Пом­ним Тара­нов­ку и Соко­ло­во: Вос­по­ми­на­ния и доку­мен­ты / [Сост. А.Д. Мар­чен­ко]. — 2‑е изд., доп. — Харь­ков: Пра­пор, 1986. — 253 с.
  • Мар­чен­ко А.Д. Вме­сте были в бою: [Докум. пове­сти]. — Харь­ков: Пра­пор, 1989. — 180 с. — ISBN 5–7766-0137–1.

Ссылки


[btn-action]
[wp-post-stars]

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *